вернуться назад

Современные модели управления жизненным циклом магазина

26 августа 2016

Любая компания имеет свои определённые этапы развития. Подобно живому организму, способна рождаться, развиваться, стареть и в определённый период, иметь спад.

В 1950 году Кеннет Боулдинг впервые предложил понятие “жизненный цикл предприятия”. С этого времени все социологи, маркетологи, учёные и психологи начали бурно обсуждать и развивать данную теорию.

Классическая схема жизни любого предприятия включает в себя множество стадий. Перечислим пять:

  • стартап
  • рост
  • зрелость
  • падение
  • обновление

Развитие компании по кривой жизненного цикла последовательно, неизбежно и предсказуемо. Подобная эволюция обособленна тремя причинами:

Во-первых, успешная компания всегда растёт, превращаясь в серьёзную и организованную структуру. В ней появляется все больше заинтересованных лиц.

Во-вторых, требуется внедрение новых бизнес-процессов обработки информации и принятия решений.

В-третьих, компания постоянно совершенствуется и старается внедрить инновации, параллельно “прыгая” между созданием и укреплением.

Классическая модель жизненного цикла компании

                                              8

Рис 1. Классическая модель, состоящая из пяти циклов

Классическая модель подразумевает свой цикл и требует организационной структуры и управления. Рассмотрим каждый период цикла подробнее:

Фаза «Стартап»:
На данном этапе компания не имеет особо организационную структуру. Абсолютно все решения принимает сам владелец бизнеса. Основная задача – создание концепции продукта, который впишется в рынок и будет конкурентоспособен (иметь повторные продажи и востребованность).
На начальной стадии компания испытывает трудности с кадровым составом. Часть сотрудников исполняется несколько функций одновременно. Руководитель участвует в процессе разработки и реализации продукта. Когда продукт становится успешным и обеспечивает стабильных доход компании, штат расширяется. Появляются новые отделы и процессы, которые требуют больше управления и времени.

Фаза «Рост»:
При стадии роста плавно увеличивается ассортимент продуктов. Компания начинает выходить из тени. Наблюдается рост продаж. На этой фазе не происходит разработка инновационных продуктов, скорее улучшение и доработка действующих.
Все процессы в компании начинают приобретать формулированный вид. Владелец отдаляется от решения мелких задач поручая это работникам меньшего звена. Сам занимается стратегическим планированием.
Наработанная база клиентов влияет на ассортимент, положение на рынке и стратегию самой компании. Кампания старается развиваться там, где достигла определённых успехов. Стадия роста подходит к концу, когда темпы продаж значительно снижаются.

Фаза «Зрелость»:
На данном этапе рост замедляется, продажи стабилизируются. Ситуация связанна с высокой конкуренции на рынке. Основной задачей становится укрепление прибыли и повышение эффективности управления. Замедляется процесс внедрения и принятия новых решений. Цель – улучшать достижения компании.
Инновационный потенциал снижается. Все новые проекты требуют взвешенного решения и дополнительного финансирования.

Фаза «Спад»:
Компания теряет деньги, конкурентоспособность. Прибыль снижается, в следствии вводится режим строжайшей экономии. Компания отказывается от инноваций. Может начать выходить из отрасли и переходить к окончательной фазе «Возрождения».

Фаза «Возрождения»:
Этап развития организации происходит тогда, когда компания понимает, что теряет свою конкурентоспособность. При наличии возможностей в борьбе за существование на рынке, вкладывает средства в развитие инноваций. Принятия решений ускоряется.        
Стадия может быть, как успешной, так и не привести к росту продаж, тем самым «загнать в банкроты».

 

Пример управления жизненным циклом магазина
 
Рассмотрим управление жизненной цели одной торговой организации на примере магазина розничной сети магазина декоративного материала.

Допустим, есть компания, которая решила развивать бизнес декоративного материала и открыла небольшой магазин. Специализировался он на продаже плитки, так как товар имел большой спрос. Конкурентов в этой области не было. 

 
9
Благодаря сбалансированной ценовой политике, компания вышла на новый уровень продаж и получила постоянных клиентов. Компания открыла ещё пять точек продаж и расширила ассортимент. Теперь она занимается не только плиткой, но и торговлей краски. Бизнес с плиткой ушёл на второй план и выросла конкурентоспособность.
11
На стадии зрелости рост замедлился. Компания охватила всех потенциальных клиентов. Конкуренция усилилась. Работа идёт за счёт готовой базы клиентов. Идёт распределение между своими торговыми точками. Вырос объём работ. Руководитель не может самостоятельно контролировать весь процесс.
12
В определённый момент перед руководителем стал вопрос о контроле остатков с помощью модернизации. Компания решила не переходить к стадии распада и закрытию бизнеса и внедрила:
  • Направление за счёт интернет-продаж;
  • Постоянные промо-акции для удержания клиентов;
  • Автоматизация учёт остатков;
  • Дополнительная мотивация персонала;
  • Расширение ассортимента товарами, которые слабо или не представлены на рынке.

Вывод:

 
Управление компанией весьма сложный и трудоёмкий процесс. Зная стадию своего бизнеса, руководитель может подобрать правильный метод управления компании, позволяющий грамотно конкурировать в выбранной области.
 
Другие статьи

История настоящего вкуса

На прошлой неделе мне удалось наблюдать за уникальным процессом – производством настоящего шампанского. Настоящего - значит без вмешательства техники и всяких добавок. Частная винокурня, на которой я

29 июня 2016

Признания охранника супермаркета

Охранник в супермаркете, как смотрящий учитель на школьной дискотеке. В обязанности охранника входит наблюдение за покупателями и персоналом. Поэтому очень важно нанять на работу ответственного и вним

16 марта 2016

Варианты программ для лояльности в ритейле

Программы лояльности – это сложные маркетинговые проекты, которые складываются из разных параметров. Выбранные пункты по каждому из параметров должны отвечать целям компании.Традиционные формы програм

2 сентября 2016